www.linteum.ru
e-mail: пароль:
вход
найти
pегистрация
забыли пароль?
Есть вопросы?
спроси у нас

Библиотека
главная » выставки

Мейсенский фарфор 1900-1930-х годов. Из собрания Дома искусств, Ремсхалден-Грунбах

03.02.2009 - 04.05.2009

Первоцвет в ночи. Декоративная тарелка  Около 1924 г.  Декор Вилли Мюнх-Ке  Фарфор, роспись
Первоцвет в ночи. Декоративная тарелка

Около 1924 г.

Декор Вилли Мюнх-Ке

Фарфор, роспись



На выставке в Синей спальне Зимнего дворца представлены 115 произведений Мейсенской мануфактуры, созданные мастерами, жившими между двумя мировыми войнами, в эпоху перехода от стиля Модерн к стилю Ар Деко.

До конца 1890-х годов мейсенский фарфор был исключительно традиционен. Рождённый XVIII столетием, он превратился в зеркало своей эпохи. Несмотря на то, что в ХХ веке фарфор перестал быть атрибутом исключительно аристократической культуры, каковым он являлся в начале своей истории, он стал её символом, востребованным культурой буржуазной. Новый стиль дал Европе новые эстетические ориентиры.

Танец, театр, маскарад, сценический образ вместо реального характера - таков был выбор позднего Югендстиля (немецкое название стиля Модерн), впоследствии унаследованный искусством Ар Деко.

ХХ столетие в истории мейсенского фарфора называют столетием Пауля Шойриха (Paul Scheurich). Его маньеристическая пластика: гротескные балетные типажи, жеманные дамы, капризные Амуры и расслабленные путти - результат ироничного и вместе с тем исполненного восхищения отношения художника к эстетике и культуре давно ушедшей эпохи галантных дам и кавалеров. Именно создание моделей для Мейсена позволило таланту скульптора раскрыться в полной мере. Наиболее известной серией фигур Шойриха стал "Русский балет". В 1910-х годах вся Европа переживала увлечение "Русскими сезонами" С. П. Дягилева, определившими новую эпоху в развитии музыкального театра. 20 мая 1910 года в Берлине, в "Театр дес Вестенс" (Theater des Westens) в рамках "Русских сезонов" прошла премьера одноактного балета "Карнавал". Доведённая до гротеска экспрессивность танца и вызывающая красота костюмов - всё это было ярко, ново, неожиданно, и стало сильнейшим творческим импульсом для молодого художника. В 1913 году появилась серия из пяти фигур. "Арлекин и Коломбина", "Пьеро", "Эвзебий", "Киарина" и "Эстрелла" были одеты в костюмы Льва Бакста. Яркая надглазурная роспись подчёркивала нарочитую театральность костюмов и соответствовала аффектированности жестов. В 1920-е годы в творчестве Шойриха костюмированный мир театра уступил место иллюзорному миру фантазии. Материализовавшиеся фантомы уже не требовали раскраски. Фарфоровая бледность была им к лицу. Лишь когда персонажи должны были казаться прямым порождением куртуазного XVIII века, они нуждались в некотором количестве "сурьмы" и "румян". Скульптор создал для Мейсенской мануфактуры более 100 моделей.

С установлением в Германии в 1933 году фашистской диктатуры модели Шойриха перестали удовлетворять новой идеологии. Тем не менее, руководство мануфактуры (в период Третьего Рейха оно сменялось четырежды) приняло решение выставить ряд работ скульптора на международной выставке "Искусство и техника в современной жизни" в Париже в 1937 году.

Эта выставка принесла известность и ещё одному талантливому художнику, работавшему для Мейсенской мануфактуры - Максу Эссеру. Эссер изображал животных, но его никак нельзя назвать лишь скульптором-анималистом. Он искал в своих моделях не обаяние индивидуальных живых существ, но воплощение свойств самой природы. Попытка уловить динамику движения и найти способ лаконично и ярко передать его совершенство - в этом суть творческой концепции Эссера.

Пауль Шойрих и Макс Эссер - два полюса искусства Ар Деко. Экспрессивное творчество Макса Эссера оказалось столь же не близким идеологии Третьего Рейха, как и ироничный декаданс Пауля Шойриха. Между 1935 и 1937 годами Мейсенская фарфоровая мануфактура приобрела у Эссера лишь четыре модели.

Холодный и изысканный мейсенский фарфор был восприимчив к восточным мотивам. Художник Пауль Эмиль Бёрнер добавил к продукции Мейсена пряную нотку восточной роскоши. С его работами также можно познакомиться на выставке.

К экспозиции подготовлен буклет.

Куратор выставки и автор буклета - Лидия Ляхова, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.




СПб,
Синяя спальня Зимнего дворца (N 307)


Галерея
Анатомический рисунок
художник: Леонардо да Винчи
Уроки
Улочка в графстве Кент
автор: Из журнала "Полный курс Рисунка и живописи", Украина

Популярное

Рисуем деревья

Учимся натягивать холст.

Рисуем птицу

Золотое сечение

Мастер-класс: техника монотипии.

2007 - 2011
Разработка и создание сайта - [Snoggl] ©
Продвижение - [Rat Art] ©
На материалы, взятые с сайта, просьба ставить ссылку на www.linteum.ru

Реклама:
Стеллажи ведущего производителя: металлические стеллажи .