www.linteum.ru
e-mail: пароль:
вход
найти
pегистрация
забыли пароль?
Есть вопросы?
спроси у нас

Библиотека
главная » библиотека » Книги » "Основы истории искусств", Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон

Супрематизм

Супрематизм

427. Казимир Малевич. Черный квадрат.
Ок. 1913-1915 г. Холст, масло. 61 х 43,2 см.
С «Арт Ко., Лимитэд». Собр. Джорджа Костакиса

Первым чисто русским течением в искусстве XX века стал, однако, супрематизм. Сделав один из величайших в истории искусства скачков пространственно-символического воображения, Казимир Малевич (1878-1935) создал свой знаменитый «Черный квадрат» (илл. 427). Почему этому, казалось бы, обескураживающе простому образу придается такое значение? Доводя искусство до минимального предела - единственной формы, повторенной в двух тональностях и жестко фиксированной на плоскости холста - он подчеркнул самоценность картины как таковой еще более решительно, чем его предшественники. Одновременно он придал ей роль обобщающего символа, имеющего множество оттенков смысла, и тем самым наделил содержанием, отсутствовавшим в кубофутуризме. Идея создания «Черного квадрата» осенила Малевича в 1913 году, когда он работал над оформлением оперы «Победа над солнцем», постановка которой стала одной из наиболее значительных совместных работ художников современной эпохи. В контексте оперы черный квадрат олицетворял закат западной живописи и всего, что опирается на нее. Кроме того, он мог восприниматься и как торжество нового над старым, Востока над Западом, человека над природой, идеи над материей. Черный квадрат (не имеющий даже геометрически правильной формы) должен был стать современной иконой, пришедшей на смену традиционной христианской Троице и символизирующей «высшую» реальность - геометрия является самоценной независимой абстракцией; отсюда и название движения - супрематизм.

Согласно Малевичу, супрематизм был еще и философской системой цвета, выраженной во времени и пространстве. Пространство Малевича было интуитивным, и имело одновременно как научный, так и мистический подтекст. Плоская поверхность заменяет собой объем, глубину и перспективу как средства выявления пространства. Каждая сторона или точка представляет собой одно из трех измерений, а четвертая сторона заменяет четвертое измерение - время. Подобно самой вселенной, черная поверхность стала бы бесконечной, если бы не была отделена наружной границей, которой являются белое поле и формат холста. Таким образом, «Черный квадрат» является первым удовлетворительным - как с точки зрения зрительного воплощения, так и в теоретическом отношении - решением проблемы времени и пространства в современном искусстве. Подобно формуле теории относительности Эйнштейна Е = мс2, оно обладает тем обманчивым изяществом простоты, за которым кроется напряженный труд, необходимый для синтеза, сведения к основополагающему «закону» такого сложного комплекса идей. Возникновение супрематизма произвело на русских художников почти такое же ошеломляющее впечатление, как теория Эйнштейна на ученых. Он открыл мир, который был прежде невидим и который, вне всякого сомнения, был очень современен. Расцвет супрематизма пришелся на начало 1920-х годов. Растущее разнообразие и дробление русского искусства привело к тому, что его последователи отошли к другим течениям - прежде всего к конструктивизму, во главе которого стоял Владимир Татлин.

Автор: Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон

Добавить комментарий

Имя:*
Ваш комментарий:
Галерея
Не ждали. 1884-88
художник: Репин Илья Ефимович
Уроки
Другое оборудование
автор: Майкл Сендерс

Популярное

Рисуем деревья

Учимся натягивать холст.

Рисуем птицу

Золотое сечение

Мастер-класс: техника монотипии.

2007 - 2011
Разработка и создание сайта - [Snoggl] ©
Продвижение - [Rat Art] ©
На материалы, взятые с сайта, просьба ставить ссылку на www.linteum.ru

Реклама:
входные двери