Авторы
|
Леонардо да Винчи
все картины художника
В селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой 15 апреля 1452 года родился внебрачный сын нотариуса Пьеро да Винчи - Леонардо да Винчи. О матери Леонардо, ничего не известно. Ни ее фамилия, ни ее возраст, ни внешность. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо. Затем в 1464 году Пьеро да Винчи со своей семьей переселяется во Флоренцию.
Среди более семи тысяч страниц рукописей и рисунков Леонардо, сохранившихся до наших дней, нет ни одной, которая касалась бы его юности. У него вообще чрезвычайно мало заметок, имеющих отношение к собственной жизни. Однажды, излагая на бумаге теорию формирования рек, он обронил название деревни, в которой жил в детстве – Анхиано, – и тут же зачеркнул это слово!
Его образование, скорей всего, было таким, как у всякого живущего в то время в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь.
В 1460 – 1470-е годы во Флоренции жили выдающиеся ученые, которые оказали влияние на формирующийся ум и идейные представления Леонардо. Одним из них был Бенедетто дель Аббако, занимавшийся коммерцией, механикой и инженерным делом. Должно быть, именно идеи Бенедетто на всю жизнь пробудили в Леонардо интерес к изобретательству и всяческим механизмам. Насколько тесно общался Леонардо с этими людьми, сказать трудно, но весьма вероятно, что он специально искал их общества.
В 1466 году четырнадцатилетний Леонардо был отдан в обучение подмастерьем художника в мастерскую известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио ( Верроккьо).
В 1472 году Леонардо закончил обучение у Верроккио и был принят в цех флорентийских художников - членом Флорентийской Гильдии живописцев св. Луки.
Его первая датированная работа - набросок долины реки, видимой из ущелья. С одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. На рисунке стоит дата 5 августа 1473 и автограф Леонардо да Винчи.(см картинную галерею)
На сегодняшний день мы располагаем мизерным числом точных дат, относящихся к периоду его жизни между двадцатью и тридцатью годами. Существует один документ, датированный 8 апреля 147б года, когда Леонардо было около двадцати четырех лет, может что-то сказать о его личности. Флорентийские правители в качестве средства поддержания своей власти становили рядом с Палаццо Веккио некий ящик, прозванный барабаном (тамбуро). В этот ящик каждый мог опустить анонимное обвинение, которое расследовалось в том случае, если по нему находились свидетели. В вышеназванный день, в тамбуро, было обнаружено обвинение Леонардо и ещё троих молодых людей в том, что они занимались любовью с семнадцатилетним Джакопо Сантарелли, служившим в мастерской моделью. Обвинение могло быть продиктовано чьей-то злобой; обвинитель так никогда и не был найден, ни один свидетель не появился, и хотя дело пошло в суд во второй раз спустя два месяца, в конечном итоге все это ни к чему не привело. В наши дни существует тенденция игнорировать этот документ. Однако некоторые обстоятельства жизни Леонардо, его замечания о любви, его отношение к женщинам не позволяют нам сделать это в полной мере.
Через некоторое время после этого события, возможно, в районе 1477 года Леонардо открывает собственную мастерскую. Не известно, на какой улице она была и сколько времени просуществовала, но точно установлено, что Леонардо больше не работал у Верроккио.
В 1481 году, когда Леонардо было двадцать девять лет, случилось событие, которое могло его сильно задеть, если не унизить. Сикст IV, вне всякого сомнения предварительно посоветовавшись с Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане. Среди приглашенных были Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли, Перуджино, Пинтуриккио и Козимо Росселли – но не Леонардо.
В 1482 году он уезжает в Милан и начинает новую жизнь вдали от Тосканы. Он был приглашен ко двору Лодовико Сфорца и зачислен в коллегию герцогских инженеров. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор,гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником». Этот период длился почти двадцать лет, и за это время он получил признание которого был лишен на родине. За время проживания в Милане Леонардо пишет картины: "Мадонна в скалах", "Дама с горностаем", Анатомические рисунки черепов, "Портрет музыканта", Иллюстрации для книги Лука Пачоли «О божественной пропорции» и фреску "Тайная вечеря".
В 1493 начался грандиозный скульптурный проект Леонардо - "Конь", сделанный для Сфорца, потребовал от него почти шестнадцать лет работы с перерывами. Хотя от глиняной модели высотой около восьми метров не осталось и следа, сохранилось множество эскизов «Коня», включая и те, которые ныне составляют собственность Британской короны.
В Милане Леонардо переезжал с места на место, иногда жил во дворце Сфорца. У него были ученики и слуги, которых одно время насчитывалось не менее шести. Среди них был один десятилетний мальчик по имени Джан Джакомо де Капротти. Он появился в его доме в 1490 году, когда Леонардо было тридцать восемь лет. «Это был изящный и красивый мальчик, — пишет Вазари, — с густыми вьющимися волосами, которые Леонардо очень нравились». Однако поведение мальчика совершенно не соответствовало его наружности. Леонардо прозвал его Салаино — Чертенок — и говорил о нем как о «вороватом, нечестном, упрямом и жадном» мальчишке. Салаино был родом из бедной семьи, и Леонардо позаботился о его одежде, когда взял его к себе. «Я наметил купить для пего две рубашки, пару чулок и камзол, и когда отложил деньги, чтобы за все это заплатить, он их украл... Он украл и перо ценою 22 сольди... Оно было серебряное». В первый год пребывания у него Салаино Леонардо купил ему плащ, шесть рубашек, три камзола и не менее двадцати четырех пар башмаков, но Салаино продолжал воровать все, что попадалось под руку. Отношения между Леонардо и Салаино продолжались почти четверть века. Леонардо без конца снабжал его деньгами. Джакомо не был талантлив, но если случайно создавал какую-нибудь второсортную картину Леонардо снисходительно исправлял ее и накладывал последние штрихи. В бесконечной череде парных профилей, нарисованных им, лицо старика становилось все более суровым, а лицо юноши все более похожим на лицо Джакомо.
В последние годы пребывании у Сфорца Леонардо отдавал значительную часть своего времени математике. Его ближайшим товарищем в то время, как говорят, был францисканец по имени Лука Пачоли, друг многих художников и преподаватель математики.
В конце 1499 года Леонардо да Винчи и его друг Лука Пачоли покинули Милан и отправились во Флоренцию, по пути завернув в Мантую и Венецию для осмотра достопримечательностей.
Летом 1502 года во Флоренции Леонардо да Винчи в качестве архитектора и военного инженера поступает на службу к Чезаре Борджиа, сыну папы Александра VI.
В 1503 году письме к турецкому султану Баязиду II Леонардо предложил несколько своих изобретений и проектов, в том числе проект моста через Золотой Рог соединяющего Галату и Стамбул.
В 1504 скончался отец Леонардо да Винчи. Леонардо оставил запись: «Июля 9 дня 1504 года, в среду в 7 часов умер сер Пьеро да Винчи, нотариус Палаццо дель Подеста, мой отец, в 7 часов, в возрасте 80 лет, — оставил 10 сыновей и 2 дочерей».
В 1506 Леонардо прибыл в Милан по приглашению французского наместника Шарля д'Амбуаз. Он создает там проект для сада Шарля д'Амбуаза. Там же пишет 3 картины: "Леда", «Святая Анна» и "Иоанн Креститель".
В сентябре 1513 года Леонардо напишет «Я уехал из Милана в Рим 24 сентября 1513 года с Джован Франческо де'Мельпи, Салаи, Лоренцо и Фанфоя».
В Риме Леонардо да Винчи разработал проект осушения Понтинских болот, которй был затем
реализован Джованни Скотти да Комо. Там же были написаны 2 картины, одна из которой является загадкой для всего человечества по сей день: "Мона Лиза" и свой автопортрет.
В 1516 году по приглашению французского короля Франциска I Леонардо покинул Италию и переселился во Францию. Он приехал туда как прославленный художник, как «божественный» Леонардо.Жил он в Кло-Люсе (замок Сен-Клу), расположенном на южной окраине маленького городка Амбуаз на берегах Луары, неподалеку от королевского замка. С 1516-1518 годы он работает над новым проектом дворца для короля и над проектом канала, соединяющего реки Луара и Сона. Такой канал обеспечил бы прямое сообщение через Сону между Туреныо и Лионнэ, центром торговых сношений Франции и Италии, иными словами, приблизил бы Италию к центру Франции.
23 апреля 1518 года Леонардо да Винчи подписал завещание, согласно которому оставлял все рукописи
и книги своему ученику, Франческо да Мельци.
2 мая 1519 года Леонардо да Винчи умер. Предполагаемые останки Леонардо да Винчи, отрытые (1869) на месте старой капеллы св. Флора, были перенесены в часовню св. Губерта, в Шато Амбуаза, и положены под камнем, на котором начертаны следующие слова:
Sous cette Pierre Reposent Des Ossements
Recueillis Dans Les Pouilles De L'Ancienne
Chapelle Rojale D'Amboise Parmi Lesquels On Suppose
Que se Trouve La Depouille Mortelle De Leonard De Vinci.
Ne En 1452.
Mort En 1519.
картины художника:
Показано с 1 по 25.
Всего: 25.
|
|
|
|
Мадонна в скалах 1508
|
Леда 1530
|
Благовещение 1475
|
Летающая машина 1487
|
складки ткани
|
складки ткани
|
складки ткани
|
Долина реки Арно 1473
|
Тайная вечеря 1498
|
Портрет музыканта 1490
|
Мона Лиза (Джоконда) 1515
|
Мадонна с цветком 1480
|
Мадонна Литта 1482
|
Мадонна в гроте (Мадонна в скалах) 1486
|
Леда с лебедем 1515
|
Иоанн Креститель 1512
|
Дама с горностаем 1490
|
Голова Христа
|
Витрувианский человек 1492
|
Битва при Ангиари (в Анжарии) 1505
|
Анатомический рисунок
|
Анатомический рисунок
|
Анатомический рисунок
|
Анатомический рисунок
|
Автопортрет 1515
|
|
Показано с 1 по 25.
Всего: 25.
|
|
|
|
|
автор:
Из журнала "Полный курс Рисунка и живописи", Украина
Популярное
|