www.linteum.ru
e-mail: пароль:
вход
найти
pегистрация
забыли пароль?
Есть вопросы?
спроси у нас

Библиотека
главная » библиотека » Уроки » Рисунок (графика) » Рисунки карандашом

Перенесение фактуры на бумагу - фроттаж.

Перенесение фактуры на бумагу - фроттаж.

В этом разделе Стан Смит расскажет, как можно использовать в живописи фактуру разных предметов.

Если вы положите на монету тонкую бумагу и плотно заштрихуете ее карандашом - получится четкое изображение рельефа. Эта техника рисунка называется фроттаж (от французского frotter - „тереть"); с ее помощью художники создают очень интересные работы.

Конечно же, рисунок, целиком состоящий из переведенного узора, не может считаться вашим творением. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы.

Огромным преимуществом фроттажа является объем, а результаты применения этой техники поражают воображение. Несмотря на то что, прежде чем использовать фроттаж, поверхность того или иного предмета внимательно изучают, угадать, как именно будет выглядеть рельеф, перенесенный на бумагу, довольно трудно. Процесс проявления узора в этом случае напоминает проявку фотопленки - захватывающее зрелище!

Я привел пример с монетой, потому что он наглядно демонстрирует суть фроттажа. На самом деле список предметов, пригодных для этой техники, практически бесконечен. То же самое можно сказать и о получаемых фактурах.

Так что дайте волю своей фантазии! Узор, созданный с помощью мелковолокнистой доски, пригодится для изображения не только деревянной поверхности, но и отдаленных холмов на пейзаже или кожи человека на портрете. Используя в качестве фактурной поверхности листья, можно изобразить перья птицы, стены здания или же деревья. Таким образом, фроттаж - техника для творческих личностей, не лишенных к тому же чувства юмора.

Загоревшись идеей фроттажа, прежде всего, внимательно осмотритесь вокруг: что можно использовать для получения необходимого узора? Кухни, кладовки, гаражи и сараи - вот куда непременно нужно заглянуть. Я предлагаю выбирать сравнительно большие предметы с четко выраженным рельефом. Тогда можно будет работать быстро и спокойно, не волнуясь, что карандаш вот-вот соскользнет с поверхности. Перед тем как остановить свой выбор на каком-либо предмете, переведите его фактуру на бумагу и оцените узор.

В этой работе для передачи фактуры тюля мастерски использованы салфетки. Удачный выбор предмета для переведения узора - главный секрет хорошего фроттажа. Однако если использовать эту технику только в декоративных целях, рисунок будет казаться неубедительным и поверхностным.

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ
лист тонкой чертежной
бумаги формата A3
карандаши от НВ до 5В
несколько дощечек с волокнами разной толщины

Тестирование рельефа
Подобрав несколько подходящих предметов, поэкспериментируйте с ними. Попытайтесь использовать карандаши разной мягкости. Одни рельефы лучше передаются карандашами В или 2В, о другие - более мягкими. Хотя это совсем не означает, что чем мягче - тем лучше. Очень мягкий карандаш скорее скрывает, чем проявляет рельеф. Попробуйте штриховать в разных направлениях - результаты могут очень отличаться. Зачастую в работе используют несколько плоскостей одного предмета (например, кирпича).


Забор и поле
1. Выберите предмет, подходящий для фроттажа. На этом рисунке изображен пейзаж Саут-Даунса. Забор, вылинявший под солнцем, дождем и ветром до серебристо-серого цвета, стоит среди зарослей высокой травы. Контраст между шероховатым рельефом забора и тонкой паутиной травы показался художнику очень привлекательным Сначала наметьте очертания забора карандашом НВ, а затем набросайте дальние поля, здания и несколько переплетений травы на переднем плане.


2. А теперь - самое интересное! Предварительно установив, какое сочетание деревянной поверхности и карандаша дает лучший результат (см. примеры на следующей странице), положите дощечку под бумагу и приступайте к штриховке. Если вы хотите, чтобы волокно дерева шли параллельно столбам забора, расположите дощечку вертикально. Держа карандаш (в данном случае 2В, с толстым грифелем) далеко от подточенного конца, можно добиться мягкого волокнистого рельефа. Обратите внимание, как художник подчеркивает прочность забора, зрительно отодвигая поля дальше.


3. Для того чтобы передать рельеф поперечных перекладин забора, поверните дощечку на 90°. Проводите карандашом вдоль волокон - у вас получатся четкие горизонтальные линии. (В ходе работы очень полезно экспериментировать с розными способами штриховки.)


Эти три дощечки подобраны на пляже

Твердое дерево.

Мягкое дерево.

Дерево, изъеденное червями.

4. Рисунок выйдет более живым, если придать выразительности переднему, среднему и заднему планам. Нарисуйте, например, яркие детали перед забором. Головки сорняка изобразите тупым карандашом 2В.

Макс Эрнст часто использовал в своих работах фактуру листьев и дерева. Посмотрите, как он применил фроттаж на этой картине. Маке Эрнст. „Земля, вид с Земли", 1325, карандашный фроттаж по бумаге, 21 к 16 см, собственность Spadem/AGADP, Paris and DACS, Лондон, 1994.

Первооткрыватель

Макс Эрнст (1891 -1976) открыл технику фротттажа 10 августа 1925 года, находясь в небольшом французском отеле. Позже он вспоминал об этом в своей книге «За пределами живописи» (1948) Эрнст был одним из ведущих сюрреалистов, которые стремились передавать реальность подсознательно посредством свободных ассоциаций. Для создания своих образов он использовал фактуру различных предметов (ржавой консервной банки, ткани, перьев, ракушек, кожи, наждачной бумаги, засохшего хлеба). Уникальные работы Эрнста будоражат воображение.

Автор: Из журнала "Полный курс Рисунка и живописи", Украина

Комментарии

натушка [01:19 19 февраля 2010]

здорово молодцы

Oksana [12:08 22 сентября 2010]

Как все, вроде бы, все знакомо и просто... Гениально!

гость [19:43 22 февраля 2011]

прикольно вроде

гость [19:45 22 февраля 2011]

Чтото мне кажется что термин немного не правильный и он означает совершенно другое а именно трение половыми органами об других особенно в транпорте www.failcash.com.ua ну никак не связано с рисунками

гость [12:58 09 июня 2011]

Этот термин имеет не одно значение.

гость [22:30 23 августа 2011]

Чтото мне кажется что термин немного не правильный и он означает совершенно другое а именно трение половыми органами об других особенно в транпорте www.failcash.com.ua ну никак не связано с рисунками ахахахахахахахахахахахахах))) убил

Надин [09:06 13 сентября 2011]

О технике прочла в книге.Увлеклась.Применяю восковые мелки,масляную пастель,карандаши.Попробуйте,не пожалеете.

Добавить комментарий

Имя:*
Ваш комментарий:
Галерея
Орфизм. 1930–е годы.
художник: Соня Делоне (Терк)
Уроки
Рисуем карандашом: деревья в ландшафте
автор: Ричард Бокс

Популярное

Учимся натягивать холст.

Рисуем деревья

Рисуем птицу

Золотое сечение

Мастер-класс: техника монотипии.

2007 - 2012
Разработка и создание сайта - [Snoggl] ©
Продвижение - [Rat Art] ©
На материалы, взятые с сайта, просьба ставить ссылку на www.linteum.ru

Реклама:
надувные лодки | кресло парикмахерские купить: оборудование . | У нас тюль оптом в Москве со склада.